среда, 10 февраля 2010 г.

Первый - это Сетумаа на крайнем Юго-Востоке. ( Сааремаа )
















Сааремаа является чем-то совершенно особенным в пределах Эстонии. Всё там обязательно должно быть своё, не так как у других. Свои костюмы, свои дома в своих деревнях, свой диалект, в котором нет буквы "Ы" (см. картинку), даже пиво свое особенное, Сааремское.
Будучи отрезанным от материковой Эстонии Сааремаа всю историю как бы варился в собственном соку,образовав в результате то, что представляет собой Сааремский идентитет. Сааремаа весьма архаичен - это последний кусок Эстонской земли, павшии под натиском тевтонцев в XIII веке. И если в материковой части Эстонии после земельных реформ XVI века крестьяне живут на небольших хуторах, то на Сааремаа они до нашего времени селятся деревнями. Сааремаа - край, где дух истории особенно силён.
Вместе с тем Сааремцы весьма радушны и гостеприимны. Могу привести такой пример. По всей сельской Эстонии установлены автобусные остановки с остекленными павильонами. Увы, в конце 80-х, когда по всей стране поднялась волна подросткового экстремизма, стёкла были нещадно перебиты местными тинейджерами. И только на Сааремаа остановки были в полном порядке. Местным подросткам просто в голову не приходило, что стекла можно разбить!
Чтобы попасть на остров Сааремаа надо приехать в Виртсу и купить билет на паром, бегающий между материком и островом Муху. Пролив неширокий, всего около 15 километров. Паром пересекает его меньше, чем за час. Уже который год идут разговоры о том, чтобы построить через пролив дамбу или мост, но пароходство, обеспечивающее перевозки это не приветствует. Так что путешествие на пароме по прежнему составляет часть Сааремского колорита.
Вот так выглядит типичный дом в западной Эстонии. Крыша традиционно была крыта тростником, в изобилии растущим на мелководьях. А вот косые изгороди, которые видно рядом, типичны для всей северной Европы. Точно такие строили везде, от Бергена до Архангельска. Мне, естественно, они напоминают Заонежье.
И тут я тоже вспоминал Заонежье. Каменные гряды (по Заонежски ровницы) на межах старых полей - закономерное явление в тех местах, где земля засорена камнем. А вот луга на тонком слое земли и заросли древовидного можжевельника распространены не очень часто. Только в Заонежье это "шунгитовый альвар", а на Сааремаа альвар настоящий. Здесь изображён кусочек альвара Найстекивимаа.
Основная часть альвара, однако совсем не так приглядна, как на предыдущем снимке. В 2002 году в Эстонии была довольно сильная засуха. Тоненький слой почвы (на снимке видно выходы плитняка) высох насквозь. Уже в начале июня всё было совершенно бурым. Хотя весной это место выглядело, несомненно, живописно. Сухие растения с белыми пучками на верхушках - это плодоносящий прострел Pulsatilla pratense или сон-трава, очень красивый цветок.
Впрочем, из красивых цветов на альварах встречаются не только прострел. Довольно обычны на альварах орхидеи, любящие кальцинированный субстрат и небольшие нарушения. здесь Авелиина фотографирует цветущий ятрышник.
А на заднем плане - Балтийское море. Собственно, название "Найстекивимаа" относится не к самому альвару, а к крошечному островку, расположенному у берега невдалеке.
Море в эти дни было исключительно синим и безбрежным, особенно если смотреть с обрыва. На снимке Панга панк - самый высокий глинт на Сааремаа, в северной части острова. Сидя наверху обрыва, поневоле разгоняешь глупые пошлые мысли, типа "почему человек не летает.
Вот в этом домике в селе Лейси раньше была лесопилка, затем красильный цех. Теперь - небольшая придорожная харчевня.
Ещё один альвар близ деревни Вальяла. Он зарос довольно густыми можжевельниками, так что пройти можно не везде. Тем не менее, растительность здесь вполне интересна и богата.
В истории Вальяла прославилась не альваром, а тем, что близь нее расположилось древнее городище, на месте которого стояла деревянная эстонская крепость. Именно Вальяла было последним местом, где эстонцы в XIII веке дали бой тевтонцам. Будучи разбитыми хорошо вооруженными немцами, эсты потеряли свою так и не сформировавшуюся независимость на долгие семь веков. На самом городище мы тоже были, но делать фотографий я там не стал - печальное и неживописное место.
Местечко Англа в северной части острова - тоже местная достопримечательность. На Сааремаа до сих пор довольно много ветряных мельниц. А в Англа их сразу пять (на снимке видны три из них). Очень ветренное место, что можно легко ощутить на собственной шкуре.
Мельница на переднем плане - так называемая "столбовая", она поворачивается по ветру целиком. А сзади можно видеть другой тип мельниц, так называемую шатровую или голландскую. У неё поворачивается только верхняя часть с лопастями. Оба типа довольно широко распространены на Севере, но традиционным является всё же столбовая мельница.
Таких старинных готических церквей на Сааремаа несколько. Но самая древняя из них - церковь в Карья. Её постройка отнсоится также к XIII веку. А роспись потолка несёт явные признаки языческого влияния. Большего количества древних языческих знаков, от коловорота до вспаханного поля, я не видел даже на причелинах и полотенцах северорусских деревянных домов.
А теперь немного рекламы. Будете в селе Люманда в западной части острова - непременно зайдите в эту харчевню. (Она так и называется архаичным словом "сёёмая", что и можно перевести как "харчевня".) Вас там встретит радушная хозяйка, сама работающая в заведении (увы, редкость и в России и в Эстонии). К сожалению, я не записал её имя. Кстати, хозяйка ещё и обладательница звания "женщина года Эстонии", и совершенно заслуженно. Замечательное место!
А домик, как уже отмечалось, типичной Западно-Эстонской архитектуры. Только крыт не камышом, а шифером, по моде прошлого века.
Найти харчевню нетрудно, она расположена рядом с церковью. Обратите внимание на то, что церковь православная. Эстонцы в основном исповедуют лютеранство, но есть два региона распространения православия. Первый - это Сетумаа на крайнем Юго-Востоке. Сету приняли православие чуть ли не раньше, чем основная Эстония была крещена крестоносцами, и в этом велика заслуга близости к России, и Псково-Печёрской лавре в частности. А второй православный регион - это, как ни странно самая отдалённая от России западный часть Эстонии, в том числе и Сааремма. Православных церквей тут едва ли не больше чем лютеранских. Объясняется это довольно просто: в XIX веке дабы привлечь эстонцев в свою религию церковь, царское правительство наделяло землей тех крестьян, кто переходил в православие. Так и появилась эта церковь в Люманда.
Ну и наконец помянутое выше "собственное пиво". История данного продукта довольно душещипательна. Пиво в Курессааре варить начали довольно давно, и в сосветские времена островное пиво пользовалось изрядной славой, вероятно, из-за своего островного происхождения. Однако затем пивзавод был приобретён Тартуской компанией "A.LeCoq", которая его закрыла, а название "Сааремаа" использует до сих пор для собственой марки креплёного пива. Однако, буквально недавно островитяне всё-таки восстановили производство в Курессааре под маркой "Сааремаа ома ылу" (Своё пиво Сааремаа). Парни помаленьку встают на ноги: если в июне 2002 у них была только фирменная этикетка, то в августе уже и пробка стала фирменной. Само пиво - нефильтрованное, довольно приятное. Жителям Карелии оно напомнит Кондопожского "Василича". Но самое главное в этом пиве - то, что купить его можно только на Сааремаа, и больше нигде в мире.
А теперь по заказу Сани Махрова, который отказывается верить, что я был на Сааремаа - метеоритный кратер в Каали. Фотография неудачная, но уж что получилось, то и получилось!
Это основной кратер диаметром в несколько десятков метров. Ещё есть несколько побочных в окрестностях. Метеорит упал примерно 4 тысячи лет назад. Остальными данными дополнит позднее сам Махров, чьей мечтой детства был этот кратер.





Комментариев нет:

Отправить комментарий