пятница, 12 февраля 2010 г.

Книга о Сетумаа


Сетумаа (выруск. Setomaa, эст. Setumaa) — историческая область обитания народа сету, в буквальном переводе «земля сету». Разделена административно на две части: одна часть находятся в Эстонии (в уездах Пылвамаа и Вырумаа), другая находится в Печорском районе Псковской области на территории Российской Федерации.
По
Тартускому мирному договору между Эстонией и Советской Россией от 2 февраля 1920 года, весь Печорский край (западная часть Псковского уезда) отошёл к Эстонии. Из Сетумаа образовали уезд с названием Петсеримаа (Печорский уезд), уездным центром стали Печоры (эст. Petseri).
23 августа 1944 года была создана Псковская область. 16 января 1945 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР в неё вошёл Печорский район, организованный из 8 волостей и г. Печоры, входивших ранее в состав Эстонии. Граница между РСФСР и Эстонской ССР разделила Сетумаа надвое.

Высшее Эстонии, расположенный на южной и центральной эстонской холмы и равнины занимают плодородные почвы, и равномерно распределены урегулирования, поэтому общий плотность населения относительно низок, приблизительно 18 человек на квадратный километр. Низкая плотность области в значительной мере обусловлен особенностями холмистой местности, что способствовало возникновению дисперсной поселения. В дополнение к пестрый ландшафт и разбросанных но плодородных сельскохозяйственных районах, в этом регионе также характеризуется очень плотной сети автомобильных дорог. Важной основой развития рассеянного поселения был древним желанием крестьянства иметь свой собственный кусочек земли и жить отдельно, без необходимости находиться в тесном контакте со своими соседями. Также важной является политика покупая их собственные земли: крестьяне разрешается только купить удаленные участки земли низкого качества. Это, как более отдаленные районы за пределами леса были заселены. Первая земельная реформа в Эстонской Республике в результате, охватывающие все земли бывшей усадьбе с густой сетью небольших земельных участков. Такие районы, тем не менее основном сохранили свою древнюю модель урегулирования, которое не было уничтожено в советские коллективные фермы села.
Урегулирование Сетумаа в юго-восточной части Эстонии отличается от остальных высших Эстонии. Здесь фермы меньше, окруженная ограждением, и дома ближе друг к другу. В отличие от Сетумаа, более богатые Мульгимаа на возвышенности Сакала, имеет гораздо больше фермерских хозяйств и более развитая сеть малых городов. Центральной Эстонии и в районе Pandivere больше деревень и крупных хозяйств. В отличие от Южной Эстонии, расселения здесь разработаны на основе плотной сетью усадьбы, и сохранить эту структуру и сегодня.

Близкородственный эстонцам народ сету обосновался на Псковской земле, в области, называемой самим этим народом Сетумаа, задолго до появления в этих местах первых славянских племен. Российские ученые относят возникновение первых поселений народов финно-угорской группы в ареале Псково-Чудского водоема к первому тысячелетию до новой эры. Возникновение первых славянских поселений датируется здесь V веком нашей эры. К моменту возникновения русской государственности поселения славян и финно-угров в этом регионе перемежались друг с другом. Характерной чертой славянского расселения на Псковщине явилось не выдавливание коренного финно-угорского населения, а совместное проживание людей различных племен на одной территории, с многочисленными контактами, экономическими связями и взаимным проникновением различных культур. Можно с полной уверенностью сказать, что на протяжении всего последнего тысячелетия русские и сету совместно проживали на территории Псковского края.
До середины XVI века сету были язычниками. Миссионерская деятельность Псково-Печерского монастыря привела к тому, что сету приняли православие, хотя языческий элемент в культуре сету сохранился вплоть до наших дней.
Не зря общепринятым названием сету на Псковской земле стало «полуверцы». Наибольший расцвет хозяйство и культура сету приобрели в начале XX века. Основным видом деятельности стала качественная переработка льна, который пользовался большим спросом в Скандинавских странах. Численность народа, согласно переписи 1903 года, достигла максимального значения за всю историю и составила около 22 тысяч человек. Стали появляться предпосылки для создания культурной автономии.
Судьба народа сету резко изменилась после 1917 года. Во вновь образованном государстве – Эстонской республике вопросу сету придавалось большое значение. При заключении в 1920 году Тартуского мирного договора земли, на которых проживал народ, впервые за всю историю отошли к Эстонии. По мнению специалистов, цели заключения договора у сторон были различными. Если Эстония хотела закрепить свой статус новообразованного государства, то большевистский режим стремился при помощи эстонцев покончить с Северо-Западной армией генерала Юденича, которая представляла непосредственную угрозу их власти в России. Так что можно с полным правом заявить, что международные авантюристы Адольф Иоффе и Исидор Гуковский, подписавшие от имени большевистского правительства Тартуский мирный договор, расплатились землями народа сету за уничтожение этого крупного воинского формирования.
Надо сказать, что эстонцы никогда не относились к сету как к самостоятельному народу. До сих пор в эстонской науке бытует мнение, что сету произошли от эстонцев, которые бежали в XVI веке на территорию России от насильственного крещения в лютеранскую веру. Поэтому уже в 20-х годах прошлого столетия началась массовая эстонизация сету. До этого на протяжении нескольких веков сету носили православные имена. Фамилии, как и на территории остальной России, образовывались по имени деда. С приходом эстонцев сету начали принуждать брать эстонские имена и фамилии. Начальное и среднее школьное обучение для народа сету стало вестись на эстонском языке. Надо отметить, что язык народа сету имеет очень много общего с эстонским языком. Но все же это два отдельных языка.
Особенно явной политика эстонизации сету стала в Эстонии после 1991 года. Для выполнения условий вступления в Европейский союз эстонскому правительству было необходимо показать, что у него нет проблем с национальными меньшинствами. Для этого с 1995 по 2000 год проводилась специальная программа переселения сету на территорию Эстонии. В это время и произошло массовое переселение народа сету из России в Эстонию. Всем сету, прибывшим туда на постоянное место жительства, выплачивались значительные денежные средства, оказывалась помощь в строительстве домов. Эти действия рекламировались как достижения национальной политики Эстонии, на фоне политической и национальной дискриминации русскоговорящего населения страны. Но вместе с тем в Эстонии не было признано право на существование народа сету как самостоятельного этноса. При переписи населения, проводившейся в Эстонии в 2002 году, народ сету не исчислялся как самостоятельный, а сами сету были записаны как эстонцы.
Для правящей элиты Эстонии проблема сету удобна еще и тем, что позволяет выдвигать к России территориальные претензии. США создали из Польши, Латвии, Литвы и Эстонии своеобразного «троянского коня» для Евросоюза и инструмент постоянного давления на Россию. К сожалению, народ сету стал заложником в большой политической игре против России.
Разрешить проблемы народа сету по отдельности ни Россия, ни Эстония не смогут. Тут нужны продуманные и совместные действия, а главное – желание вести переговорный процесс. Сам народ сету стремится в первую очередь к сохранению своей культуры и идентичности, но ему приходится выбирать между нынешними условиями жизни в России и «благополучной» ассимиляцией в Эстонии.
Положение между Россией и Эстонией влияет и на внутренние процессы, происходящие в среде сету. Так, в 90-е годы были созданы две параллельные организации: Конгресс сету (его заседания проходили в Эстонии) и Этнокультурное общество сету ЭКОС (съезды проходят в псковских Печорах). Как видно из документов этих организаций, публикуемых в настоящем издании, взаимоотношения между ними отнюдь не безоблачны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий